Главная

2018 год
Старт - Франция, Гавр.  Финиш - Франция, Марсель.  33 дня.

Дневник путешествия

30.06
Утром заказал такси на 18 часов. В 16 часов пришла SMS: "водитель выехал" и номер телефона.Я удивился, но пожал плечами. В конце концов, я не знаю откуда он выехал.
В половине шестого звоню на этот номер, чтобы уточнить, где он. Водитель отвечает, что уже давно снял вызов. Естественно у меня появляется желание всех убить, начав с диспетчера такси. Звоню в диспетчерскую и устраиваю скандал. Помогло. через 15 минут звонит уже другой водитель, и говорит, что он уже около дома. Успокаиваюсь. Мы одеваемся и выходим.
Тем временем Олин ангел-хранитель разгонял пробки на нашем будущем пути. На окружной успел, а на ленинградке не сложилось. Но спасибо и на том. Доехали за час десять.
Дальше рутинная процедура сдачи багажа. Таможня долго изучала просветку моей сумки, видимо пытались понять, что за странные железки я везу. А это было крепление автопилота, скрученное скотчем вместе со сверлом и десятком маленьких уголков. Ну и пара канализационных труб - поворотных уголков. Но обошлось без объяснений - на бомбу не похоже.

01.07
Дальше был стандартный перелёт. Сначала в Прагу, там полудрёма с 23 до 5 часов утра, затем регистрация и перелёт в Париж. Лётчики Чешских авиалиний оказались очень хорошими - посадка практически без удара, да и весь рейс полёт заметно плавный, без резких наклонов.
Парижский аэропорт - сооружение ещё то. Он совмещён с ж.д. вокзалом и, в результате, толпы народа двигающиеся в разных направлениях с вещами создают навообразимый хаос, в котором найти что ни будь почти невозможно. Мы с трудом, пару раз обойдя вокзал, нашли кассу с кассиром, а не билетный автомат, поскольку автоматы нам билеты продавать упорно отказывались (и не только нам).
Ладно, взяли билет до другого ж.д. вокзала, откуда поезд идёт в Гавр. Теперь метро и пересадка в узле, в котором сходятся 4 или 5 линий на 3-х уровнях. Когда строили Парижское метро слово "логистика" ещё не придумали. Искали свою пересадку минут двадцать.
Другой вокзал, поезд. Конечно информация откуда отходит поезд появилась на табло за десять минут до отхода поезда. И сотня человек стояла около поезда и не знала их это поезд или нет. Сели, поехали. В вагоне жара. Проводник, проходя мимо нашего купе (в нём 8 сидячих мест) что то пробурчал. Что - не поняли не только мы, но и французы. Примерно через час, при поисках работующего туалета, Оля зашла в соседний вагон и, оказалось, что там работает кондиционер и есть свободные места. Перебазировались всем купе туда и дальше ехали в прохладе.
Вот и Гавр, знакомый вокзал, знакомый маршрут до марины. Но входного электронного ключа у нас нет. И вот оно счастье - прямо паред нами из марины выходят люди и дверь закрывается доводчиком очень медленно. Мы успели! Ура! Зашли, бросили вещи в лодку и отправились налегке в основную марину, докладываться, что мы приехали и получать ключи от входа. Поскольку было уже 6 часов вечера, надежда застать кого либо в марине была маленькая, но мы решили, что без вещей можем сходить туда, да и в худшем случае переночуем в отеле, благо их здесь полно.
Но в марине были дежурные, выдали нам электронный брелок, и мы счастливые отправились на лодку, конечно через пивной бар.
Попытались включить электричество, ан не тут то было - не дают нам электрончиков. Да и чёрт с ними. Отключили от электричества соседа, благо поздний вечер и его нет. Вскипятили чаю, попили и подключили соседа назад.
Устали страшно за эти 2 дня, почти не спали, но всё кончилось хорошо - мы на лодке.

02.07
С утра пошли опять в основную марину выяснять, как нам включить электричество. Там уже был Жулиан - старший в марине. Он активировал нам прошлогодние карточки, и объяснил нам как его включить На обратном пути искали продуктовый магазин. Нашли, а он закрыт - стройка. В поисках другого упёрлись чётрт знает куда, но нашли, закупили какой то минимум. Подходя к лодке встретили Сильвана (он был нашим переводчиком в прошлом году) с другом. Пошли на лодку, вручили Сильвану подарок из Росии - бутылочку бальзама, выпили за встречу по 20 грамм перцовочки. А потом работы по лодке. Она сильно обросла ракушками, лак на сиденьях облупился и вспух, вся лодка в грязи и пыли, ну а чего ждать - год посреди города и не укрыта от солнца.
Повозились слегка, вечером посмотрели очередную серию Касла и легли спать.

03.07
С утра занялся движком. Сменил масло в редукторе и блоке, затем начал заводить. Сначала мотор завёлся с пол оборота, но проработав секунд двадцать заглох и снова заводиться не захотел. Пришлось делать ему полную профилактику. Чистить карбюратор, свечу, после чего он радостно заработал - приласкали маленького.
Затем пошли за деревяшками для изготовления конструкции для укладки мачты. Куда идти нам подсказал Сильван. По дороге нашли ещё один супермаркет буквально в 100 метрах от марины. А мы, дураки, пол города обегали, а он тут, под боком.
Нашли оптовый магазин досок и купили там нужные нам бруски, правда несколь в большем количестве, чем нужно. Ну ничего, пригодятся.



04.07
С утра переделал разъём на моторе. Родной совсем окислился и купить новый в Москве я не сумел. Использовал разъём из компъютера, от питания винтов и т.д. Затем сходили в другой строительный магазин за шурупами, пилой и скребком для очистки от балянусов.
Нашли интернет - провайдера и купили симку с безлимитом. Всего обошлось 19.9 безлимит и 10 симка, т.е. почти 30 евро - не дёшего.
Установил конструкцию под мачту и вечером мы с Олей её завалили и уложили на моё сооружение. Получилось довольно крепкая консрукция.




05.07
Утром пошли в основную марину отнести подарок Жулиану и узнать время выхода через мост и шлюз в море. Жулиана не было, а выход оказался в 20.05 мост и 20.20 шлюз. Договорились постоять ночь в марине. Зашли в яхтенный магазин и купили переходник для подключения к водяной колонке в марине. На обратном пути по бокальчику холодного пива.
Без четверти восемь (19.45) стартовали к мосту из марины. 5 или 6 раз вызывал мост, но он не отвечал. Зато в назначенное время - 20.05 открылся, и мы прошли в акваторию перед шлюзом. Там уже ожидали 4 лодки, мы стали пятыми. Шлюз тоже открылся вовремя - 20.20 и все утремились занимать места у стенки. Оказалось, что надо вставать к левой стенке по нашему ходу. Видимо для того, чтобы шлюзовщик из будки видел все лодки (будка на другом берегу шлюза). Привязались к лесенке, других мест нету. Не понятно было будут нас поднимать или спускать, поскольку мокрые, заросшие водорослями стенки были и выше нас и уходили в воду. Нас опускали. Всего метра на три. Верёвки хватило, но под конец сильно носило вдоль стенки из-за длинной верёвки, поскольку перецепляться по лесенке вниз мы поленились.
Ну в общем всё прошло хорошо, и мы поехали в основную марину, чтобы заправиться бензином и переночевать.
Встали в марине около 22 часов, и все дела отложили на завтра.

06.07
Встали около 7 часов, помылись и я опять занялся карбюратором, поскольку мотор нестабильно работал на холостых. Ещё раз почистил холостой ход, всё собрал и наступило счастье - мотор заработал стабильно. Теперь наступил ещё один этап - очистка днища лодки от балянусов и водорослей. Вода была достаточно тёплой и я, царапая себе об ракушки всё, что можно пытался удержаться под водой и насколько хватало дыхания чистить днище и киль.
Минут через пять с начала работы на понтонах появился Жулиан и я радостно вылез из под лодки, чтобы подарить ему бутылочку бализама.
И снова нырять под лодку. Примерно минут через сорок работы я начал замерзать и уставать, но осталось совсем не много и я всё дочистил. Конечно не так чисто, как хотелось бы, но достаточно, чтобы лодка нормально ехала и не тормозилась этими наростами природы - матери.
Сходил помылся от соли и мы пошли в последний раз в магазин, докупить сосисок и ёгурта в дорогу.
Стартовать в Сену планируем в 12 - 13 часов, когда пойдёт активный прилив.
Вышли в 13.30. Погода отличная, но я сделал ошибку не проложив заранее маршрут. В результате путь оказался длиннее, чем я предполагал и мы потеряли пару часов прилива. Но это не беда, разница по времени прохождения маршрута небольшая.
В Сену зашли приерно в 16.30. Это примерно, поскольку критерием входа в реку я взял прохождение под первым мостом. Второй мост прошли около 18 часов.
После моста, примерно через пол часа начались странные поскрипывания в моторе, и он начал неровно работать. Заглушил посреди реки, посмотрел винт - вращается легко, давление масла присутствует (лампочка горит), вода из контрольки холодная. Ничего не понял, завёл и поехали дальше. Держал обороты поменьше, чтоба свиста почти не было. Встали около 20 часов около старой пристани, привязавшись за лесенку и какую то скобу. Через пол часа оказалось, что вода спадает и верёвки сильно натянулись. Пришлось их отпускать. Ладно. Теперь ужин. После ужина собрались уже и отдыхать, как прошли два парохода вниз по течению. Болтанка от них была такая, что с трудом удержали лодку, чтобы она не разбилась об пристань. Но одна чашка всё таки упала со стола и разбилась. Хорошо, что мы только вчера купили ещё одну на всякий случай. Вот он и случился.
Решили отойти от пристани подальше и встать на якорях - растянуть лодку между ними. Один якорь тяжёлый и отлично держит, по этому даже если прилив нас поднимет, то сорвёт лёгкий якорь, нижий по течению. Всё 23 часа, спать. Координаты стоянки: N 49 град 26,005 мин, E 000 град 34,698 мин.















07.07
Ночьвыдалась очень бурная. Примерно через час после отбоя, Оля проснулась и посмотрев на берег поняла, что течение сменилось на противоположное и нас развернуло. Я тоже проснулся, омотрелся, вроде якорь держит (теперь уже не маленький), и снова лёг. Но ситуация очень плохая: ночь, мотор завести нельзя, поскольку большой шанс намотать верёвку на винт, а мы всё таки потихоньку ползём, этот якорь не держит на твёрдом грунте. Большой якорь тоже не держит, поскольку его верёвку укоротил захлёст маленького якоря. Оля добровольно дежурит каждые 10 - 15 минут выскакивая наружу и пугаясь происходящим. А мне, что-то почти безразлично - всё равно до утра, пока не будут видно куда уходят якорные вкрёвки, ничего сделать нельзя. А несёт нас не в берег, а вдоль него, и глубина порядка 5 - 7 метров. Но Олин испуг всё таки меня достал и я попытался вытянуть маленький якорь. В результате начал поднимать одной верёвкой рба якоря. Не сдюжил, всё таки 26 килограмм якорей и 5 матров цепи килограмма на 3. Бросил всё назад, но за это время нас снесло ещё метров на 50. Тогда я выпустил около 15 метров верёвки основного якоря и он зацепился. После таких приключений роспали до половины восьмого. Встали, позавтракали. Я стал поднимать маленький якорь, и оказалось, что он распутался ночью. Ну большой поднялся уже легко. Стартовали чуть позже 8 утра.
Ехали до 12 часов. Теперь течение стало встречным и очень сильным, около 2 узлов. С нашей оптимальной скоростью в 4 узла относительно воды, ехать дальше, только бензин жечь. Решили остановиться, часок постоять, пообедать и, когда теченье ослабнет, ехать дальше.
Через 2 часа, пообедав стартовали. Течение ослабло и мы поехали примерно 3 узла.
Естественно на обошлось без приключений. Часа через 2 дороги я не обратил внимания на насколько выдающийся в реку берег. Это оказалась каменная коса и мы пару раз стукнулись о камни примерно в 50 метрах от берега. Вроде обошлось. Длинный киль многое прощает. При приближении к Руану, скорость противотечения настолько возросла, что мы неслись со скоростью до 7 узлов, при скорости относительно воды около 4.5 узлов.
Так и доехали до Руана. Грузовой порт руана вытянут вдоль реки километров на пять. Сразу после него на правом берегу маленькая марина Port du Ruan. Зашли, встали. Время около 21 часа. Руководства марины уже нет. Вода и эдектрисество без карточек, но в туалет и душ уже не сходишь. Заправка в марине, но снаружи. Пока я заправлял 10 литров, Оле пришлось ждать меня у калитки, чтобы открыть её изнутри.
Расписание открытия шлюзов настолько сложное, что решили дождаться харбормастера, заплатить 20 евро, помыться и всё у него выяснить. Так, что отход намечен на вторую половину завтрашнего дня. Координаты марины: N 49 град 26,664 мин, E 001 град 02, 984 мин.























08.07
С утра, около 8.30, появился харбормастер. Мы как раз завтракали. Сказали ему, что подойдём капитанерию через пол часа. Подошли, оплатили один день стоянки - 13 евро за лодку 6.94 м. За лодку больше 7 метров было бы на 3 евро больше. Заполнили договор на стоянку (обычная процедура. записывают со слов размер лодки, владельца и его телефон или е-майл.). Дальше мы начали задавать вопросы по технике прохождения шлюза. Выяснили, что со шлюзом связываются на 18 канале, за пятнадцать минут до подхода надо сообщить шлюзу название лодки и откуда и куда направляется. После этого шлюз скажет сколько надо ждать. Остановиться можно метрах в 70 от шлюза. там есть достаточно удобная стенка для маленьких лодок и течения практически нет. Мы её сразу не заметили и зацепились за одну из свай для стоянки больших пароходов. Эта стоянка на самом течении, причём боковом, ударяющем в берег. Мы с трудом удерживались около этой сваи минут двадцать. Потом силы стали кончаться и мы решили уходить с этого места. При отходе нас стало сносить в берег и пришлось не выходить на открытую воду, а сначала разогнаться между сваями и берегом, поскольку сразу повернуть лодка из-за своей плохой манёвренности не успевала. В результате мы оборвали парочку снастей рыбаков, которые ловили рыбу с мостика перекинутого с берега на сваю. Ладно, перешли на место, которое я уже описал. А видно его стало только тогда, когда мы заложили круг по акватории перед шлюзом.
Стоим, ждём. Проходит ещё минут двадцать. Наконец нас вызывают в шлюз, но в другую его ветку. Входим, швартуемся у лесенки, докладываем о готовности. Нас начинают поднимать. Примерно за метр до конца подъёма, а поднимали метров на пять, появляется шлюзовщик и просит со всеми документами на лодку и паспортами пройти к нему. Заканчивается подъём, крепим лодку и я, взяв документы, иду с ним. Выясняется, что документы ему не нужны, а вызвал он меня потому, что на нас нажаловались рыбаки за порванные снасти. Пришлось догавариваться с рыбаками о компенсации. Я предложил 10 евро, они потребовали 100, а сошлись на 70. После решения этого вопроса нас выпустили из шлюза.
Пошли дальше. Течение слабое, скорость сразу выросла до 4 узлов. Приготовили ужин и поели на ходу. Около половины десятого встали на ночёвку в протоке между остовами. Растянулись между двумя якорями. Здесь уже не развернёт - течение постоянное. Искупались и спать. Очень нервный получился день.
Небольшое наблюдение. До шлюза река производит впечатление мёртвой. Рыбаков на берегу нет, моторных лодок нет, отдыхающих на берегу за несколько десятков миль наберётся человек 10. После шлюза совершенно другая картина, рыбаки, катера, пристани - жизнь бъёт ключём. Причина нам непонятна.
Координаты стоянки: N 49 град, 14,19 мин, E 001 град 14,17 мин.















09.07
Встали около 7 часов, позавтракали и поехали.
Скорость около 4 узлов. В Сене довольно часто меняют направление движения по полосам: то правостороннее, то левостороннее. Какаой либо связи с берегами, объектами на них или поворотами я не заметил.
При подходе к шлюзу перед Бенкуром мы остановились для выяснения как с ним связываться. Я уже было пошёл к шлюзу пешком, но поглядев на него мне показалось, что горит зелёный заходной огонь. Я быстро вернулся, и мы двинулись к шлюзу. Я ошибся и пришлось крутясь перед шлюзом вызывать его перебирая все каналы подряд, начиная с 18-го. На 22 канале шлюз ответил и пригласил нас. Отшлюзовались и поехали дальше. Перед следующим шлюзом возникла та же проблема. Но так просто она уже не решилась. Стоим, крутимся перед шлюзом. Подходят подряд две баржи. Одна прямым ходом в открывшийся шлюз, другая ждёт. Их переговоров со шлюзом засечь не сумел, Вилно в этот момент слушалдругие каналы. Вдруг видим, как к шлюзу приближается яхта с положенной мачтой. Пристраиваемся рядом и спрашиваем канал. Парень, англичанин, говорит, что канал 18. Я запрашивал на этом канале, и шлюз мне не ответил. Парень тоже зпрашивает и шлюз опять молчит. Крутимся перед шлюзом вместе. Наконец дают зелёный свет, и мы заходим. Я пропускаю парня вперёд, ведь он нам помог, пусть выбирает место. Захожу вслед за ним. А он встал не павильно. Слишком близко к передним воротам. Нас поднимают, и из под передних ворот бьёт сильная струя воды. Я при подъёме стараюсь встать подальше от передних ворот. На этих шлюзах на предпоследнюю лесенку.
Шлюзуемся, парня сильно болтает, он один на лодке и ему трудно.
После шлюза сразу завернули в марину на правом берегу, увидев там отметку о заправке. Заправка есть но не по карте, а оплата в капитанерии. А капитанерия уже закрыта, поскольку уже 19.30. Остаёмся тут до открытия капитанерии для заправки и выяснения канала следующего шлюза. Коды доступа входа в калитку марины нам сказал этот же парень - англичанин. Он их выяснил пока мы сражались с заправкой и потом, проигравшие, становились на стоянку.
Помылись, ужинаем и спать. Код входа: ESK, 10, OK, 9, 8, 7, 6, OK. На мой взгляд слишком сложный для калитки высотой чуть выше моего пояса.











10.07
Встали около 7 часов, позавтракали и начали подготовку к отходу. Я вылил старую воду (около 40 литров) и налил свежей. Мы везём такой большой запас, поскольку не знаем где будем ночевать в следующий раз, и будет ли там вода.
В 9 часов открылась капитанерия. Оплатили стоянку - 10,5 евро и купили 22 литра бензина. Спросили какой канал VHS у следующего шлюза. Оказалось всё просто - они чередуются: 18 и 22. Так что следующий шлюз - Д'Andresy (точное написание не помню) работает на 22 канале.
Спокойно ехали до шлюза. Вызвали и нас сразу запустили. Кстати о вызове. Нам в самом начале сказали как надо вызывать. Я несколько сократил до следующего текста (писать буду по русски, пытаясь передать моё призношение): Эклюз Дандрези, эклюз Дандрези, боат Кондор. Ай го фром Руан ту Пари.
Ничего, прокатывает. Понимают и пускают. Если название шлюза не знаю, ограничиваюсь словом "эклюз".
Как буду говорить, куда следую в Париже, ещё не придумал.
После шлюза начинается городок Андрези. Вдоль всей набережной выстроились баржи, разные, вперемешку рабочие, рестораны и те на которых живут. Сначала в один ряд, потом в два (пыжом - борт к борту). Дошло до 5 пыжей, причём больших барж, метров по 50 длиной и высотой в 2 и 3 палубы. И так на протяжении всего городка, а это порядка двух километров по реке, может больше. Затем плотность барж уменьшается и они становяися поменьше.
После Андрези проехали ещё пару похожих городков, но уже "пожиже и труба пониже". Посмотрим как будет а Париже. Встали в протоке острова около 20 часов, но протока узкая, и я не решился заходить в неё поглубже. Так, что нас качают проходящие пароходы. Координаты стоянки: N 48 град 55,818 мин, E 002 град 07,980 мин. Завтра хотми встать пораньше и пройти Париж. Не хочется в нём стоять.

























11.07
Встали в 6 и стартовали в 7.10. К шлюзу Шато подошли около 10 часов. Сначала мы думали, что наш шлюз между островами, но он был закрыт, и мы пошли вслед за баржей, которая привела нас к шлюзу Шато. Вызывали на 18 канале. Прошли быстро. После шлюза начинаются предместья Парижа. Промышленная зона. Предприятия на которые разгружают баржи. В основном похоже на цементные, или около этого, заводы. В отличие от Москвы, в Париже производственных предприятий много и они не сказать, чтобы экологически чистые.
Следующий шлюз - 22 канал. Заходили вдвоём с маленькой баржей. Дальше собственно Париж. Надо сказать, что с воды он не красив. Москва значительно лучше. Куча мостов, снуют большие и маленькие туристические суда. И все вокруг Эйфелевой башни. В общем то с воды больше ничего и не видно. Собор Парижской богоматери судовой ход обходит с другой стороны острова и сам собор виден только сзади, над деревьями. В общем я ждал от Парижа большего.
Дальше было ещё два шлюза, с чередующимися каналами VHS и Париж пройден. Опять промзона и прямоугольники многоэтажек, как в Москве.
Ночевать остановились прямо перед шлюзом, поскольку они работают до 20.00. Напротив остановились две баржи.





















































12.07
Вышли рано утром. Первый шлюз прошли в 8.30, следующий в 10.00. В 13 часов начав заходить в очередной шлюз не посмотрели назад и шлюзовщик нам ничего не сказал при входе, а за нами шёл токатель с баржей. Мы, встав на другую сторону шлюза от передней баржи перегородили ему дорогу. Шлюзовщик попросил первую баржу продвинуться вперёд, и вторая баржа втиснулась в шлюз вслед за первой. Не очень приятное ощущение, когда на тебя едет баржа, а ты зацеплен за стенку и деваться некуда. Но капитан оказался мастером и вписался очень чётко. После этого шлюза, через несколько миль я заметил, что мотор как то странно опустился. Я присмотрелся, ища причину, и увидел очень неприятную вещь. Порвалась сталь крепления подвесного транца в месте изгиба крепления к лодке. И порвалась уже на половину высоты крепежа. Т. е. мотор висит на двух болтах, вместо четырёх и половинке недорвавшегося уголка. Того и гляди дооторвётся и рухнет в воду. Я быстро сворачиваю к берегу и останавливаюсь. Бросаю якорь. Снимаю движок, снимаю транец, выпрямляю тисками и молотком согнувшиёся остаток крепления. Теперь надо придумать, как и чем заменить оторвавшуюся часть транца, чтобы его закрепить на место. Лезу в коробочки с разными яхтенными железками и нахожу, зачем то оставленные крепления блоков спинакера, которые я сразу снял с лодки, когда её купил. Они из толстой стали, с тремя дырками и слегка изогнуты. Гну в тисках молотком из них уголок с отверстием 8 мм в нужном месте. Хотел рассверлить отверстие 6 мм до 8, но аккумулятор в дрели совсем сел. Придётся крепить на болты 6 мм. Пока всё разбирал, переделывал и собирал назад прошло около полутора часов. Но самое главное - можно ехать дальше. И, похоже, щведская нержавейка будет покрепче китайской. После ремонта прошли ещё один шлюз в 17.30. Всё, вроде теперь десяток километров до канала, и там мы покидаем Сену. Но не тут то было. За пару миль до канала ещё один шлюз. А времени уже без пяти восемь. Всё, все свободны, шлюзование закончилось. Пристроились ночевать у стенки перед шлюзом. Между стенкой и кранцами проложили рейку, чтобы кранцы не проваливались в рифления стенки. Всё, можно ужинать и спать.
Надо сказать, что в этом году все системы на лодке начали ломаться. Совсем умер аккумулятор, вот сломался транец, барахлит преобразователь 12 в 220 вольт, всё время пропадает контакт в разъёме солнечной батареи. Надо всё приводить в порядок начиная с аккумулятора, поскольку невозможно ничего зарядить - всё напряжение сжирает аккумулятор.


















13.07
В 7-45 нас запустили в шлюз. Вдруг выскочил шлюзовщик и погнал нас на вторую лесенку. оказалось идут две баржи. Нас несколько поболтало, но, видно, шлюзовщик понимая наше положение открывал запоры достаточно медленно, и нас качало вполне приемлемо. Прошли метров двести после шлюза и, ура, вот он канал. Прощай Сена. Первый шлюз в канале примерно метров через 500. Там нас встретила девушка, которая дала нам карту канала Du Loing, пульт управления шлюзами и на наш вопрос про бензин, объяснила, что заправка будет на левой стороне канала, сразу после второго шлюза. Автоматика на шлюзе оказалась значительно удобнее, чем работать со шлюзовщиками. Нет человеческого фактора, но зато присутствует некий страх, а вдруг она не сработает, и как нам надо будет решать эту проблему. Но всё оказалось в порядке на протяжении всего канала с автоматическими шлюзами.
Остановившись после второго шлюза, я взял две канистры и пошёл искать заправку. Она оказалась на другой стороне канала почти напротив пристани, где мы остановились. Заправил 32 литра и оглядываясь вокруг углядел сразу два универмага. Отлично. Отнёс канистры, и мы с Олей, захватив все имеющиеся сумки, двинули за покупками. Из двух универмагов - немецкого и французского выбрали французский. Пополнили запасы, и в процессе этого я углядел, что в авто отделе есть аккумуляторы. Второй заход в магазин (рук не хватало в первый), и мы обеспечены новеньким аккумулятором 60 а/ч за 74 евро.
А дальше были шлюзы, шлюзы, шлюзы. Их всего в этом канале 19, начиная со старшего и до 1-го вверх по каналу. Прошли до 6-го, поскольку в 19.00 шлюзы прекращают работу. Встали у пристани, вроде предназначенной для маленьких, но такой высокой, что наши кранцы попадали под неё. Пришлось городить упоры из отпорника и деревянной рейки, чтобы отодвинуться от пристани, и не биться об неё всю ночь.













14.07
Стартовали около 9 часов. Прошли до конца канала 6 шлюзов. Перед шлюзом № 1 ждали проход встречной баржи пол часа. Она такая большая, что с трудом пролезала в этот шлюз. Да и сам шлюз расположен в городе, и подход к нему с двумя резкими поворотами.
Дальше начался новый канал: De Briare. В него входят 36 шлюзов. По нашему пути так же начиная со старшего - 36-го. Прошли его в 11-40.
Перед 34 шлюзом, в городе, случилась некоторая задержка. Подходим, ждём, шлюз не открывается. Швартуемся к пристани, и я иду к шлюзу. В будке никого нет, да и сама будка выглядит совершенно заброшенной. Что делать? Вдруг вижу, что из рядом стоящего здания обставленного строительными лесами, но находящегося вроде на территории шлюза выходит мужик и идёт к машине. Бросаюсь к нему и на смеси английского с нижегородским пытаюсь спросить будет ли работать шлюз. Мужик отвечает мне на французском. Мы так некоторое время беседуем, наконец он говорит по английски: 20 минут. Ладно иду к лодке и ждём. Действительно, даже чуть меньше, чем через 20 минут, шлюз открывается и мы продолжаем движение.
В 29 шлюзе, шлюзовщик сказал нам, что мы можем пройти ещё 2 шлюза, а затем "stop navigatciya". Выяснилось, что поскольку у них сегодня праздник - день взятия Бастилии, то рабочий день укороченный.
Встали в 16-15 у пристани: N 47 град 54,268 мин, E 002 град 48,767 мин.
После обеда и отдыха с полудрёмой (в каюте температура 33 градуса) заменил аккумулятор. Пришлось немного повозиться, поскольку куплен аккумулятор автомобильный, а у меня стоял морской, на нём клеммы под винт.
А теперь отдых от гонки последних дней.









15.07
Вышли примерно в 8 часов. На первом же шлюзе (26 канала de Briare) появились попутчики, и выскочили со стоянки впереди нас. Три шлюза шли вместе. Нам хорошо - они встают вперёд и принимают весь напор воды, заполняющей шлюз. На шлюзе № 23 они отстали - встали на стоянку.
На 19 шлюзе попали на обеденный перерыв шлюзовщиков. Ждали в шлюзе почти час. Со шлюза № 18 начинается каскад шлюзов, он даже нарисован на плакате около шлюза. 6 шлюзов вверх и 8 шлюзов вниз. Такая горка на равномерном подъёме. При шлюзовании шлюзовщики сопровождали нашу лодку: ма проходим шлюз, он садится на машину, едет к следующему шлюзу и готовит его к нашему подходу. Вверх сопровождал один шлюзовщик, вниз другой.
Последний шлюз в каскаде, № 5 прошли в 17-10. В точке с координатами N 47 град 38,779 мин, E 002 град 45,468 - развилка перед г. Бриар, у нас с Олей возник спор - куда ехать. Пришлось остановиться перед шлюзом в одной из веток и идти к шлюзовщикам для уточнения мааршрута. Прокладка оказалась правильной, и мы поехали дальше. А дальше, примерно через километр есть стоянка, но все места оказались заняты, с двух свободных участков нас прогнали: на одном участке останавливался туристический пароход, а другой принадлежал ремонтной верфи. Пришлось вернуться метров на 100 и встать просто у берега среди жилых барж. Опять пришлось городить отпорную систему, поскольку совсем у стенки мелко, и мы стукались килём об дно. А у барж осадка меньше и они могли встать прямо к береговой стенке. Впереди, похоже в марине и на дороге французы долго и восторженно орали и гудели автомобили. Мы решили, что они выиграли чемпионат мира по футболу. Вчера был знаменательный день для всей истории Европы - день взятия Бастилии, так криков было сильно меньше, чем победа в пинании шарика 22-мя оболтусами. Всё, день закончен, тишина.



16.07
Стартовали в 8-10. Шли без приключений до обеда. После обеда, около 16 часов появились попутчики. Сначала они ехали сзади, потом решили нас обогнать. Ну и, конечно, стали это делать на слишком короткой прямой для спокойного обгона. При этом, поровнявшись с нами, зачем то снизили скорость и пошли рядом с нами "по встречке". Естественно из-за поворота появился встречный катер. Катер в панике начал что то похожее на метание по каналу - на него едут параллельно две лодки и деваться ему некуда. А эти придурки тоже не знают что делать. Пришлось мне резко тормозить, чтобы нашим "попутчикам" было куда увернуться от встречного. Успели с трудом, на пределе. Дальше было ещё веселее. Шлюзуемся вместе, но теперь уже они впереди. Выходим из шлюза и наблюдаем, как они с размаху въезжают в берег не успев отойти и 50 метров от шлюза, видно засмотрелся рулевой на что то. Хорошо, что скорость не успели набрать ни они, ни мы.
Хорошо, что вскоре они встали на стоянку, а мы пошли дальше.
Мы встали около 20 часов на муниципальную стоянку с бесплатной водой и, возможно, электричеством, правда мы им не пользовались, поскольку есть своё.
Вечером я отнёс старый аккумулятор на помойку и заметил на ней целое богатство: 30 литровую канистру и кучу железок от сломанного тента на лодку. Очень хотелось взять канистру для запаса бензина, но остановило то, что полиэтилен обыкновенный и может от бензина электризоваться, да и разместить её на лодке негде. А вот о железках мы пожалели но уже потом.
На стоянке мы залили все опустевшие за предыдущие дни канистры в колличестве 45 литров. Теперь по крайней мере дней на пять о воде можно не беспокоиться.
Посмотрели кино и легли спать. Писать не было настроения, зато был хороший интернет, и я принял все письма. Капитанерия г. Гавра до сих пор считает меня членом клуба - ведь годовая стоянка оплачена до 1 августа, и посылает мне письма огромного размера. В результате, если оно пришло первым, то я не могу получить остальные письма, пока не получу ихнее.
Ну а ночью случилось ещё одно приключение. Надо сказать, что все стоянки на канале рассчитаны не мелкосидящие суда, и я с осадкой 1,3 метра, не везде могу подойти к берегу. В этот раз глубина была на пределе, и после того, как мы заправились водой, по лодке надо было передвегаться осторожно, поскольку при резком толчке, она чуть стукалась о дно. Так вот, в связи с не очень чёткой работой унитаза, там надо менять все клапана и прокладки, унитаз ночью стал заполняться водой и она медленно переливалась через его край в трюм. Трюм начал наполняться водой и нас спасло только то, что лодка села чуть глубже и встала на дно. В общем в 6 утра мы, проснувшись обнаружили, что весь трюм наполнен водой. Выкачали около 6 вёдер, т. е. порядка 70 литров. С добрым утром! Но после спасения лодки, я всё таки снова лёг спать до 7 часов.



















17.07
В 8 часов стартовали. Перед шлюзом № 29 канала de Lateral мы застряли. Ворота шлюза были открыты сверху и в него набилось столько водорослей, что шлюзовщик минут двадцать специальными вилами их выгребал.
У нас начал кончаться бензин, т. е. его хватало примерно на 2 ходовых дня. Но места тут такие, что заправку за 2 дня можно и не найти. По этому, мы остановились около моста, в ста метрах от которого была отмечена заправка. Заправка "была". Когда я к ней подошёл, то кроме навеса и двух оснований колонок там не было ничего. Пролёт. Едем дальше. В 14-50, после моста остановились для проверки следующей отмеченной заправки. Взял 20 литровую канистру и пошёл. Примерно метров через 500 решил зайти в любой магазин и уточнить, есть ли тут заправка. Магазин оказался строительным, и девушка за прилавком направила меня к заправке, объяснив, что она рядом с супермаркетом и до неё около километра или чуть больше. Пошёл. Действительно есть супермаркет и есть заправка. Правда одна колонка из двух ремонтировалась. Я решил не испытывать судьбу, и залил канистру из колонки после мотоциклиста, который заправлялся, когда я подошёл. 1,5 километра назад по солнцепёку с 20 литровой канистрой дались не просто. Пришлось по приходу на лодку выпить чая и минуть 15 полежать, приходя в себя.
Дальше опять канал и шлюзы. К последниму шлюзу подошли 18-15. Видим, что он не открывается, хотя видна щель между воротами, а значит он пустой, и мы можем быстро подняться. Пришвартовались и я быстро пошёл на шлюз. В будке сидит девушка и вся в своём мобильнике. Плевать ей на весь остальной мир. Убедил её немного поработать и прошлюзовать нас. В шлюзе зацепиться не за что, даже лесенка перед самыми верхними воротами, не зацепишся. А девушка, видимо обидевшись на мою настойчивость ошвартовала нас только одной верёвкой, а не двумя, как положено. Но мы обучены хорошо, за плечами небось больше полутора сотен шлюзов, так, что легко справились.
Встали в 19 часов пришвартовавшись просто к краю канала. Вот тут мы и пожалели о железяках, не взятых с помойки. Берега канала укреплены в основном так: в землю на урезе воды вкопаны листы толстого, миллиметорв 5 - 6, гофрированного железа, которое цепляется лист за лист специальным замком. И получается единая стенка. Так вот если вдоль этой стенки, в землю вбить железную палку, то за эту палку можно привязать лодку. В данный момент мы используем для этого кусок аллюминиевой трубы, оставшейся у меня от переделки крепления солнечной батареи. Но труба довольно толстая и не всегда получается загнать её в землю на нужную глубину, чтобы прочно держалась. Вот где пригодились бы железки от сломанного тента с помойки. Но нету.
Координаты стоянки: N 46 град 50,083 мин, E 003 град 15,241 мин.
Теперь "по заявкам телезрителей". Какие тут шлюзы, и как происходит шлюзование.
В самом первом канале на нашем пути были автоматические шлюзы. Что это такое. В первом шлюзе нам выдали пульт управления на котором две кнопки: вверх и вниз. Когда мы подходим к шлюзу на расстояние оголо 50 - 70 метров, то нажимаем на кнопочку "вверх". на светофоре шлюза загарается жёлтая лампочка. Это значит, что шлюз сигнал принял. Дальше болтаемся перед шлюзом, ожидая когда он откроет ворота и зажгёт зелёный свет. Раньше этого заходить не следует. Я один раз зашёл и электронику шлюза заклинило, видно там есть датчик, регистрирующий пересечение лодкой створа ворот. Пришлось дополнительно дёргать железку для закрытия ворот. Так вот, заходишь в шлюз и швартуешся или за лесенку или за специальную вертикальную трубу. За трубу швартоваться удобнее, поскольку не приходится перехватывать верёвку за следующую ступеньку, когда вода поднимается или спускается. После швартовки надо или подняться по этой лесенке наверх или дотянуться с лодки до специальной стальной вертикальной палки и с довольно болшой силой поднять её вверх по кольцам, в которых она закреплена. Трубы две. Одна синяя, другая красная. Красную трогать нельзя, это аварийный вызов. Для дёрганья трубы, я предпочитал подниматься наверх, поскольку внизу труба постоянно в воде и обросла какой то слизью и слякотью. После того, как трубу дёрнул, ворота начинают закрываться и надо быстро спуститься на лодку, чтобы успеть приготовиться к подъёму. После подъёма ворота открываются сами. Всё.
В следующих каналах шлюзы уже не автоматические, т. е. присутствует шлюзовшик, который открывает и закрывает ворота и заслонки шлюза руками или с помощью своего пульта. При ручном управлении я помогаю шлюзовщику открывать выходные ворота, поскольку каждая половинка открывается своим воротом, и чтобы выпустить лодку шлюзовшику надо открать сначала одну створку, затем идти вокруг всего шлюза и открыть вторую, а так я открываю створку на той стороне шлюза, где стоит лодка, и получается выходить быстрее.



















18.07
Слегка проспали и встали в 8 часов. Надоело уже писать про канал и шлюзы. Ничего не происходит. Едем, шлюз, едем, шлюз. Некоторое развлечение вносят разные дебилы. Проходя мимо очередной стоянки приобрели попутчика, английскую лодку. Ехали они довольно медленно, по этому я их обогнал. На шлюзах, пока мы швартуемся они подходят и встают вторыми в шлюзе. Так прошли вместе два или три шлюза. Подходим к следующему. Видим, что на шлюзе пара мужиков что-то делают, а рядом стоит девушка - шлюзовщица в с пасжилете. Но шлюз работает. Заходим, швартуемся около верхних ворот. Вслед за нами заходят англичане. Нижние ворота девушка закрывает и начинает открывать заслонки верхних ворот. Но вместо того, чтобы делать это постепенно, по очереди, она открывает сразу все. В результате в шлюз устремляются мощные струи воды и нас начинает мотать по шлюзу. Ставит поперёк, стукает мотором о стенку шлюза. Мужики рабочие видя такую картину вдвоём пытаются помочь мне притянуть лодку к стенке шлюза. В конце концов, когда шлюз несколько наполняется и течение ослабевает, лодку общими усилиями удаётся поставть правильно. Я прямо в шлюзе, после того, как он наполнился, глушу мотор, поднимаю его из воды и внимательно осматриваю. Слава богу, кроме пары царапин ничего не случилось. Завожусь и мы уходим. Перед следующим шлюзом я пропускаю англичан вперёд. У них лодка большая, занимает почти всю ширину шлюза, вот пусть они и гасят волны, с ними всё равно ничего не случится. Но сразу после шлюза они встают на стоянку и мы опять идём в гордом одиночестве.
Зато встали на ночёвку на приличную муниципальную стоянку, к понтону, как в настоящих маринах.
На сём на сегодня всё, пора спать.











19.07
Стартовали около половины девятого. Подходим к шлюзу, тишина, ворота закрыты и никакого движения. Иду на шлюз - никого нет. Возвращаюсь на лодку и вместе с Олей думаем, что делать. Она предполагает, что шлюз начнёт работать в 9 часов. Ждём примерно 10 минут. И действительно, подъезжает машина, из неё выходит шлюзовщик в характерной синей маечке и начинает готовить шлюз к работе. К открытию шлюза подтянулась ещё одна лодка и мы шлюзуемся вдвоём.
Теперь ясно: предыдущие шлюзы работали с 7 утра, теперь будут с 9. Не торопясь идём по каналам и шлюзам в две лодки. Через некоторое время к нам присоединяется ещё одна - по виду циганский табор. Нет, те табор, просто так выглядит. Табор идёт первым, мы вторыми и замыкают наши соседи по предыдущей стоянке. Всё идёт нормально. Через несколько шлюзов попутчики встают на стоянку и мы опять одни. Выходя из последнего шлюза в этом канале (№ 1 канала Lateral), он перед акведуком над рекой, вижу странную картину: акведук перегородила большая прогулочная лодка и стоит в нём неподвижно. Мне видна только корма с закреплёнными на ней двумя спасательными кругами. Вдруг эта лодка начинает двигаться задом, выползая из акведука в канал. Я резко торможу и пытаюсь уйти в сторону. И вдруг понимакю, что это не корма, а нос этого корыта, и оно ждало, когда я выйду из шлюза. Понял, разошлись и поехали дальше. Надо сказать, что акведук - канал над рекой, впечатляет.
Встали мы в 17.30 в марине с которой начинается следующий канал - Central. Марина маленькая и вся забита. С трудом нашли место, и то только потому, что ни одна другая лодка не могла туда пробраться - слишком узкий проход между другими лодками.
В марине есть электричество, вода, душ с туалетом. Содрали с нас за всё 15,3 евро. Грабители, если учесть, что на всю марину санузла только два - женский и мухской, и условия внутри спартанские, даже унитаз не поставили, дырка в полу, как в армии. И работает с 9 до 19-00. Одно слово - французы.
Хорошо, помылись, отдохнули часок пережидая жару - в каюте 34 градуса и пошли за чаем и выпить пива.
Провинциальный городок. Два супермаркета. Первый оказался для бедных и чая там не было. Пришлось идти во второй, дальний, как всегда расположенный на одной площади с бензозаправкой и продажей газовых баллонов. Купили, конечно не только чай. В здании супермаркета оказалась маленькая кафешка с пивом. Там мы и посидели в кондиционированной, прохладной атмосфере.
А дальше километр по жаре на лодку и отдых.

































20.07
После завтрака неторопясь выползли из нашей щели. Спокойно прошли пять шлюзов. Ничто не предвещало засаду.
Подходим к шестому шлюзу, Он закрыт, горит красный светофор. Швартуемся к стенке канала. Я иду на шлюз посмотреть что происходит. Подхожу и вижу, что метрах в двадцати перед шлюзом, сверху, идёт лодка. Понятно, сейчас они спустятся и в открытый шлюз пойдём на подъём мы. Ждём. Видим, что они вошли в шлюз. 5 минут, 10 минут ничего не происходит, и только видно, как вокруг лодки и по краям шлюза ходят люди. Опять иду на шлюз. Картина маслом: шлюз наполнен и закрыты все ворота и всё, ничего больше не происходит. Застряли, сломалась автоматика. Через пол часа приезжает шлюзовщик, идёт в будку с автоматикой, ковыряется там. Ничего не меняется. шлюз не работает. Он начинает заглядывать в ящики управления воротами и, затем, начинает звонить. Ещё через минут 20 приезжает ещё одна машина размером с газель фургон. Вылезает мужик, вытаскивает огнетушитель и идёт к одному из этих ящиков управления. Потихоньку его открывает, заглядывает внуть и открывает совсем. В ящике дагорают провода, которые он успешно тушит. Конец, понимаю я. Раньше вечера это всё не заработает. В это время подъезжает ещё одна машина с ещё одним ремонтником. Они вдвоём ковыряются в ящике, долго меняют какой то шланг и, наконец вручную, качая насосы руками спускают воду из шлюза и выпускают застрявшую лодку. Она, счастливая, покручивая винтом, уплывает. Ремонтники опять вручную закрывают ворота и наполняют шлюз. Возня с ящиком продолжается. Приезжает ещё один ремонтник и привозит новый мотор насоса с масляным баком. В это время у них что то начало работать, в ручном режиме, конечно и они отваживаются запустить в шлюз ещё одну лодку, стоящую сверху. Я спрашиваю, поднимут ли меня и они говорят - да, после зтой лодки. Проходит немного времени и нас шлюзуют. Правда выходим мы через одну створку шлюза, нас аккуратно проводят руками, наша лодка буквально на сантиметры уже одной створки. Ну и хорошо, главное прорвались. Мы идём к следующему шлюзу, до него около километра, а ремонтники продолжают восстанавливать автоматику шлюза. Думаете всё? на этом всё закончилось? Как же! Входим в следующий шлюз, швартуемся, я тяну за синюю верёвочку (в других шлюзах это была синяя труба), и ничего не происходит. Я молча матерюсь, вспоминаю всех родственников всех французов и начинаю обходить все 4 точки управления шлюзом дёргая за синюю верёвочку. Ничего не происходит. Обхожу ещё раз, дёргая теперь сначала за красную верёвочку (стоп процесс), потом опять за синюю. И опять ничего. А в это время зарядил приличный дождик. Понятно, придётся звать ремонтников и на этот шлюз. Одеваю непромоканец, кроссовки, и километр возвращаюсь к предыдущему шлюзу. Ремонтники работают. Объясняю одному, что следующий шлюз тоже не работает. Мы садимся в его машину и едем к шлюзу. Уже подъехав, он понимает, что случилось и говорит мне, что надо проплывать по середине створа шлюза. Над створом висит датчик движения и этот датчик должен зафиксировать заход лодки в шлюз. А у нас лодка узкая и если проходить с края шлюза, то датчик не сработает. После этого идёт в домик с управлением шлюзом и что то там делает. Затем подходит к стойке с верёвками и тянет за синюю. Ничего не происходит. Я понимаю, что рассказ про датчик, это попытка свалить вину на меня. Всё таки, я немного соображаю в электронике, и понимаю, что датчик движения не может быть настолько узко направленным, чтобы не почувствовать лодку шириной с полшлюза, да ещё с натянутым тентом на высоте двух метров над лодкой. Видя, что ничего не происходит, ремонтник тянет верёвку и держит её натянутой порядка 20 - 25 секунд. Что то щёлкает и ворота начинают закрываться. Ура, заработало. Мы шлюзуемся. Вся эта развлекуха заняла у нас около четырёх часов.
В следующих шлюзах я действовал уже по отработанной схеме. Шлюзы начинали работать только после продолжительного держания вкрёвочки в натянутом состоянии.
Прошли ещё пять шлюзов и шестой нас уже не пустил - 19 часов, отбой, всем спать. В поисках места для стоянки устроили небольшой скандал: пришвартовались к пристани прямо перед шлюзом, а она оказалась частной. Пока разобрались, чуть до полиции дело не дошло.
Встали чуть дальше от шлюза на два якоря, поскольку к берегу не подойти - мелко.






















21.07
С утра начались проблемы. Но мы этого ещё не поняли. Минут пятнадцать мы не могли включить автоматический шлюз, никакие дёрганья за верёвочку не помогали. Я несколько раз нажимал на кнопку переговоров с диспетчером, но и диспетчер не отвечал. Тут нас нагнала лодка, везущая за собой маленький рыбацкий катерок, вошла в шлюз и всё заработало. Оля предположила, что шлюз, или кто там следит за ним, знал, что за нами идёт лодка, и ожидал её. Тут ещё подъехал ремонтник, которого видимо вызвади на мой сигнал. Но уже всё работает и мы едем. Несколько шлюзов мы ехали вместе. Хоть мы и заходили в шлюз первыми, но автоматические шлюза работают более стабильно, чем люди, и я приспособился вылезать в начале шлюза по лесенке наверх, проводить лодку в начало шлюза, затем брать швартов у второй лодки, помогая им швартоваться и следя, чтобы они не наехали на нашу лодку, дёргать за верёвочку и удерживать нашу локу прижатой к стенке во время подъёма. Так мы доехали до довольно большого городка, где попали в обед у шлюзов и ждали почти час. За это время я сходил вперёд и посмотрел нет ли вблизи заправки. Не нашёл. В городке 4 моста, которые поднимаются для пропуска лодок. Собственно у них и был обед и они не поднимались. Прошли городок и идём дальше. На первом же шлюзе после городка появилась девушка шлюзовщица, записала нас, и на этом же шлюзе мы попрощались с попутчиками. Дальше нас в течение 8 шлюзов (с № 8 по № 1 канала Central) сопровождала на машине другая шлюзовщица. Практически ни один шлюз не работал от верёвочки и ей приходилось управлять шлюзом с помощью специального проводного пульта. На первом шлюзе мы попрощались и мы вошли в новый канал (а может старый): du Centre, но теперь в нём новая нумерация шлюзов - начиная с первого, и они идут на спуск.Спускаться значительно приятнее, чем подниматься, никаких волн, течений, водоворотов. Первый шлюз сработал без заминки, но во втором опять всё застопорилось. Пришлось опять нажимать кнопочку диспетчера и говорить, что шлюз не работает. Минут через двадцать приехал ремонтник и пультом прошлюзовал нас. На третьем та же картина. Тогда он посоветовал нам проходить в шлюз совсем медленно и вплотную к датчику прохода лодки. Не с первого раза но начало получаться. Шлюзы стали включаться. Видимо они настроены на большие лодки и нашу не могли распознать. Шлюзы на спуск значительно глубже, чем на подъём (естественно при движении в эту сторону). Метра по четыре, в то время, как шлюзы на подъём редко дотягивали до двух метров. Спустившись на шесть шлюзов мы встали на стоянку. Устали, да и каскад на спуск ещё длинный. Координаты стоянки: N 46 град 46,131 мин, E 004 град 32,019 мин.





22.07
В девять часов открылся шлюз и мы поехали. Периодически нас сопровождали разные шлюзовщики, но большую часть мы прошли самостоятельно. На одного шлюзовщика пришлось ругнуться - он запустил шлюз, а мы ещё не пришвартовались. Но всё закончилось благополучно. Где-то в середине перехода случилось событие, которое чуть было не заставило меня разочаровался во французах. Оля на карте нашла стоянку рядом с которой есть заправка. Мы заходим на эту стоянку, швартуемся. Нам помогает какой-то француз. Встали, я достаю пустую канистру и спрашиваю у него, где заправка. Он показывает: через мост и вправо. Спасибо и я собираюсь идти по его указанию. Но он, что-то мне говорит, потом быстро уходит и я, направляясь от лодки к дороге, вижу, что он машет мне из машины. Подвёз до заправки, подождал, пока я заправлю 20 литров и отвёз назад. Совершенно не французское поведение. Ничего, мальчик на шлюзе, на которого я накричал, вернул моё мнение о французах.
А дальше были шлюза, шлюзы, шлюзы. Спуск. Кстати шлюзы на спуск довольно высокие и для спокойствия нужно иметь пару верёвок не меньше 20 метров длины, а лучше 25. У нас одна 25, а другая чуть меньше 20. Приходилось в некоторых шлюзах подводить лодку точно под тумбу на краю шлюза, за которую швартовались, чтобы верёвка шла вертикально, и только тогда её на пределе хватало.
Хотели остановиться на стоянку где-то в 18-15, но не нашли приличного места. Всё мелко у берега, и мы 2 раза сели с нашей осадкой 1,3 метра. Пришлось пройти ещё один шлюз и после него нашли глубокое место у берега. Координаты стоянки:N 46 град 50,855 мин, E 004 град 48,908 мин.
Что-то мне пришло в голову, что надо описать наш быт, то как мы живём на лодке помимо шлюзов и каналов.
Итак, день начинается как и положено с умывания. Вдвоём, одновременно это сделать нельзя - места в кокпите не хватает. Сначала умываюсь в ведре и с помощью стакана я, а Оля начинает готовит завтрак, затем мы меняемся местами и деятельностью. После завтрака в путь. Я на руле и моторе, а Оля следит за нашим местоположением на двух картах - Навионикс и Навител и сравнивает с описанием и фото, которые я сделал из Гугл-Планета.
Я в основном сижу, но в последние дни это стало проблемно - отсидел себе всё, что только можно. Теперь стараюсь побольше стоять, чтобы пятая точка не стала походить на зто место у бабуина. Оля, работая на носу схлопотала похожую проблему, и теперь перемежает сидение на палубе с сидением на корточках или на коленках. Где-то в обед шлюзовшиков, т. е. с 12 до 13 часов мы устраиваем лёгкий перекус. В основном он состоит из нарезанных огурцов и помидоров с намазанным на них сыром Камамбер. А запивается всё это лёгким вином. Мы попробовали несколько сортов: белое совиньён, белое бордо, красное каберне и белое шардоне. Пока в лидеры вышли бордо и шардоне. Теперь попробуем белое бордо, но другого производителя.
После 15 часов Оля на ходу, на спиртовой плите, готовит что-то более плотное, чем перекус.
Вечером на стоянке или лёгкий перекус или что поплотнее. А дальше самое интересное - сон. Дело в том, что у нас для укрывания сформировалось три предмета: простыня, махровое полотенце поверх простыни и не раскрытый спальник рассчитанный на температуру до -15 градусов. Сначала засыпаешь под простынёй, поскольку всё остальное лишнее. Затем, ближе к утру, холодает и приходится просыпаться и накрываться или полотенцем или сразу спальником, это по ощущениям.
Вот так примерно выглядят наши бытовые условия, в которых мы совершаем этот подвиг отказа от радостей жизни типа удобного туалета и горячего душа. Кстати на сегодняшний день мы прошли в около тысячи километров.













23.07
Стартовали без четверти девять. Шлюзов на сегодня мало. Наша задача выйти в Сону. Шли спокойно, без приключений прошли три стандартных щлюза и последний очень глубокий для здешних мест - около 13 метров. И ещё через километр вышли в Сону. Время 10-48. После выхода, уже в Соне у меня была отмечена марина. Но она оказалась какой то неправильной и посторонних не принимала. Пошли дальше. Ещё через пару километров заметили на левом берегу, за островом, в городе Шалон-сюр-Сона, марину. Зашли, оказалось то, что надо. Вполне приличный сервис - вода, электричество, туалет, душ, Wi-Fi, и даже стиральная машина. Встали. Оформились. Решили дать себе день отдыха. Помылись, постирались, отдохнули, сходили в магазин. Раздавили в рюкзаке йогурт (рюкзак пришлось стирать). Затем пошли в город пить или пиво или кофе. Остановились на пиве. Посидели, отдохнули и пошли дальше. Неожиданно захотелось поесть, но не просто, а с вывертом - капаччо или тартар, короче сырого мяса (совсем крыша съехала в этих каналах). Но в единственном ресторане, где это было, все места были заняты, и мы, обидевшись, пошли на лодку. Уже входя на лодку, Оля дружески помахала рукой какому то пожилому мужику, и всё, мы пропали. Это оказался англичанин с соседней лодки. Он подошёл, поговорил с нами и потом принёс с лодки бутыдку вина нам в подарок. Мы тут же ответили - подарили бутылку перцовки. Через пять минут приходит его жена и приглашает нас в гости. Идём. Оказались они семейной парой, он англичанин, она американка. Он биолог. Два раза, при Советском Союзе был в Ленинграде. Мы показывали им фото Фёдора с Белого моря, рассказывали о нашем многолетнем походе В результате вернулись на лодку в 10 часов вечера. Пора спать, завтра продолжение маршрута.













24.07
Утром собрались не торопясь и поехали. Через пол часа заметили, что нас догоняет лодка из той же марины. Мы её приметили, поскольку она выглядит похоже на нашу - положена мачта и висит тент над кокпитом. Только она метров девять длиной и, соответственно, быстрее едет.
Догнали нас, сфотографировали, и поехали вперёд. Через некоторое время нас обогнал ещё и катер. Примерно через час подходим к шлюзу. Нам пришлось поднажать, чтобы успеть появиться в поле зрения шлюзовщика до того, как он начнёт закрывать шлюз с нашими лидерами. Успели, ошвартовались к лесенке. Шлюз длиннющий, но, как оказалось неглубокий, не больше двух метров. Когда мы ошвартовались в шлюзе, то посмотрели на другие две лодки, и оказалось, что все люди на них в спасжилетах. А с катера нам показывают, что и нам надо их одеть. Удивились, но одели. Видимо в этих местах столько чайников на арендных лодках, что требования ужесточили. Раньше ни в одном шлюзе спасжилетов не требовали. А тут, как в наших шлюзах - спасжилет обязателен. Хорошо, что не требуют доклада шлюзу (как у нас), а то с нашим знанием иностранных языков, нам пришлось бы туго.
Отшлюзовались и поехали дальше. Сона, в отличии от Сены, шире, мельче и медленнее. Видимо от того, что течёт по равнине, по крайней мере там, где мы плывём. Населённых мест вдоль реки значительно меньше, но водная активность выше. Рыбачат, купаются, ездят на катерах и лодках. Грузовых барж практически нет, может пара, тройка нам встретились.
День шёл настолько спокойно, что мы расслабились и потеряли бдительность. Подходим к мосту. Перед мостом я ехал вдоль правой кромки судового хода, а перед мостом начал смещаться к середине для аккуратного прохода моста. Вдруг слышу свист. Раз, другой, явно нам. Смотрю из под тента - на берегу никого, оглядываюсь, о господи! на нас наезжает, и довольно быстро, баржа, идущая под мост вслед за нами. А свистит с неё матрос, чтобы мы убрались и освободили им проход. До баржи уже метров пятьдесят. Я резко виляю в сторону, уступаю место, и прохожу под мостом с другой стороны опоры, т. е. там, где глубина не гарантируется. А эхолот не работает. Ну в этот раз пронесло, прошли. Но на будущее наука - не терять бдительности никогда. Как представишь, как боржа наезжает на нашу лодочку - бр-р-р.
Встали на ночёвку на якоре, отъехав с судового хода поближе к берегу. Координаты: N 46 град 10,557 мин, E 004 град 46,729 мин.
Завтра должны дойти до Леона. Постараемся встать на ночь перед ним, чтобы с утра зайти в марину в Леоне и целый день погулять по нему.















25.07
С утра стартовали около 8 часов. Быстро дошли до шлюза, и в 8-40 его прошли в одиночестве. Следующий шлюз тоже спокойно и в одиночестве. Это последний шлюз на Соне. Примерно к 15 часам вошли в Лион. Вчерашний план не складывается - слишком быстро едем. Прошли Лион и вышли в Рону в 16-05. Отметили это дело стаканчиком бордо. Выше по Роне у нас отмечена стоянка. Поднялись, искали, не нашли. В Лионе остановиться совершенно не где. Каменные набережные и очень плохие пристани. Плюнули и пошли дальше, не стали осматривать Лион. К первому шлюзу на Роне мы гнались за двумя жилыми баржами, которые нас оставили далеко позади, но перед шлюзом встали и мы к ним подъехали. Ждали наполнения шлюза 4 судна: огромный пасжирский корабль, две бельгийские баржи (это за которыми мы гнались) и мы. Первым, конечно, пошёл пассажир и занял почти весь шлюз. За ним баржи, которые встали почти рядом. От кормы передней баржи до задних ворот шлюза мы как раз и поместились. Но швартоваться то не к чему. Проблема. Попробовали к тому же рыму, что и баржа и лесенке рядом с рымом - плохо. Рым прямо у носа лодки, а лесенка в метре ближе. Нос удержать можно, а корму нет. Народ на баржах пытается нам помочь. Но как поможешь, если понять друг друга невозможно. Но в конце концов ошвартовались пыжом к задней барже, чуть просунув нос нашей лодки между баржами. Жуть. При этом ещё шлюзовщик что-то патается у нас выяснить на французском. Не знаю выяснил или нет, но через некоторое время отстал, и нас начали шлюзовать. А во время этой суеты какая-то девушка с другой стороны шлюза пыталась передать нам какую-то брошюру. Я хотел отказаться - думал реклама, но мужик с баржи, положив брошюру в ведро на верёвке, всё-таки передал её нам. И оказалось хорошо, это не реклама, а описание и правила прохождения Роны и шлюзов на ней. Очень полезная брошюра оказалась. А каналы VHF шлюзов на Роне, как и на Сене чередуются. Только на Сене их два, а на Роне три:19, 22, 20. Начиная с верхнего шлюза (первого после Леона).
После шлюза (вышли из него в 18-40) шли ещё часа полтора и встали у правого берега, пройдя какой-то городок, на два якоря.
Что интересно, вода в Соне и Роне разного цвета: в Соне больше в синеву, а в Роне зеленее. При слиянии видна чёткая граница воды двух рек. Но обе реки чистые и прозрачные. Вечером искупались, попытались помыть лодку во втемя купания, но не охота было лезть за щёткой обратно в кокпит, по этому просто потёрли ладонями и оставили до Марселя.

































26.07
Старт 8-30. Шлюз рядом и уже в 8-50 мы его прошли.
По дороге смотрели по берегам (там где в городках дорога подходит близко к берегу) заправки и торговые центры, поскольку они почти всегда вместе.
Встретили заправку, но остановиться нельзя - бетонная скошенная набережная и совершенно не за что уцепиться. Едем дальше. Оля присмотрела большую марину по левому берегу и примерно в километре от неё автозаправка. Заходим в марину - ура!, в ней тоже есть заправка. Подруливаем, швартуемся. Печальное зрелище: заправка вся затянута паутиной и не работает. Но нет места, куда вкладывать карту. Оля предполагает, что заправку включают в капитанерии. Переходим на стоянку и идём в капитанерию. Там мальчик, харбормастер, подтвердил, что заправка работает и можно купить бензин. Попутно показал нам, как включить воду в колонке. Ещё раз подъехали к заправке и мальчик залил нам 25 литров. Поблагодарили мальчика, ещё раз на стоянку за водой и в путь. Координаты марины: N 45 град 28,199 мин, E 004 град 46,75 мин.
Перед следующим шлюзом мы долго ждали. Всё шлюзование заняло с 12-45 по 14=05. А дальше опять быстрая широкая Рона.
И опять следующий шлюз отнимает у нас целый час - с 16-30 до 17-30.
На стоянку встали в 18-40 немного не доходя до следующего шлюза. На 2 якоря. Координаты: N 45 град 02,508 мин, E 004 град 50,625 мин.
Так напеклись на солнце, что сразу полезли купаться. Плавали вокруг лодки минут пятнадцать, пока чуть чуть остыли. После этого ужин и спать.





















27.07
Стартовали около 9. Примерно 40 минут ушло на преодоление первого шлюза, с 10 до 10-40. Без приключений дошли до второго и попали на обед, а после обеда ещё ждали пока поднимут пассажира (12-30 - 14-10). На третьем шлюзе случилось маленькое развлечение. При выходе из шлюза видим такую картину: баржа, видимо не желая пропускать стоящего за ней пассажира, въехала чуть не в самые ворота шлюза, нарушив все возможные правила шлюзования. Мы ещё успели проскочить у неё под носом, а выходящий за нами катерок не успел - баржа перегородила ему выход из шлюза. А её уже сзади подпёр пассажир. Пришлось барже сдавать чуть чуть назад, а катеру быстро проскакивать у неё под носом. В общем лишать прав надо всех. Шлюз прошли в 16-50.
А вот со следующим шлюзом нам крупно повезло. Подходим, видим красный и зелёный сфетофоры одновременно - это значит, что шлюз готовится к принятию судна (открытию ворот). Вызываю шлюз, докладываюсь и, о счастье, ворота открываются и зажигается только зелёный. И мы не сбавляя хода влетаем в шлюз. Ворота закрываются и сотни тонн воды сливают ради нас, маленьких (длина шлюза около 180 метров, ширина около 15 и глубина спуска около 12 - 15 метров).
Прошли в 19-20, а через 20 минут уже пришвартовались в муниципальную марину по правому берегу в 500 метрах после шлюза.
Вот оно счастье: работает большая, открытая кафешка. Все удовольствия: пиво, недожаренное мясо, кофе. Оля заказала тартар - это сырой фарш с сырым желтком, а я заказал стейк. Так вот его они почти не жарили, видно экономили на электричестве. С трудом съел это сырое мясо с кучей жилок. Ну и чёрт с ним, зато кофе был хороший.
Теперь очередная серия Касла и спать.







28.07
В 8 стартовали. Шли спокойно, без приключений. Прошли Авиньон. Видели Папский дворец. С воды видна только верхняя часть. Прошли 4 шлюза. В третьем шлюзе пришлось напоминать о себе, про нас забыли и шлюз не открывали. На 261 километре стоянка с заправкой, но мы не останавливались, поскольку нам ничего не надо. Всё, на Роне все шлюзы пройдены. Остался только один, заходной в канал в море и марины. Встали под берегом, недалеко от ветрогенераторов. Течение бешеное, плыть против него невозможно. Купались держась за лесенку и, дополнительно, за страховочную петлю.
Координаты стоянки: N 43 град 45,933 мин, E 004 град 37,943 мин.





















29.07
Старт в 8-00. в 13-30 подошли к шлюзу. Доложились, нам что то ответили и мы, как всегда не поняли что. Ждём час, ничего не происходит. Наконец я пошёл искать людей для информации. Никого нет. Выяснил, что шлюз перекрыт разводным мостом, и вот на мосту есть расписание, когда он закрывается. Ура, информация! нам ждать ещё 1 час. Решили приготовить и поесть супчик. Приготовили, и вдруг на шлюзе загорается зелёный дополнительно к красному - сейчас будут открывать. И к нам ещё подъехали 3 катера. Открывают шлюз, заходим. Два катера зашли первыми, и для нас мало места. Решаю идти на другую сторону шлюза. А ветер вдоль шлюза. Нас начинает разворачивать, кранцы висят на другом борту. Я цепляюсь отпорником за лесенку, но удержать не могу. Отпорник, о счастье, повисает на лесенке и не уходит под воду. Развернувшись подходим к отпорнику другим боком и спасаем его. Теперь мы стоим в шлюзе кормой на выход. Но шлюз не закрывается. Он открылся почти на час раньше, и теперь ждёт положенного времени. Можно было не торопиться, если бы знать заранее. Стоим, ждём. В соответствующее время шлюз закрывается, и нас опускают - НА 20 САНТИМЕТРОВ! Слов нет.
Шлюз открывают и мы, пропустив всех начинаем разворачиваться. С третьей попытки получилось. Вышли. Впереди в 100 метрах марина. Заходим. Сильный прижимной ветер, пришвартовались у входа. С нашей неповоротливостью будут проблемы при отходе, и место не нравится. Решаем идти дальше. Естественно при отходе проблемы и возникли. Пришлось выходить из марины задним ходом на большой скорости, только так лодка управлялась.
Вышли, пошли дальше. Заглянули ещё в две марины, всё плохо. А уже выходим в залив. Пришлось как есть пересекать его в сторону нашей будующей стоянки. По началу волнение было вполне приемлемым, но когда вышли в открытый залив, волнение увеличилось, и нас, без стоящей мачты начало сильно качать. Два раза пришлось тормозиться и притягивать лежащую мачту, чтобы её не скинуло, вместе с подставками.
Но ничего, дошли. Встали в первой же марине при входе в канал, рядом с грузовым портом. И оказалась вполне приличная марина. Встали, сходили в капитанерию, потом душ и ужин в кафешке. Долго объясняли официанту, как сильно нам надо пожарить мясо - планшет с переводчиком не взяли.
Но всё получилось хорошо. Программа выполнена - мы в Средиземке! Теперь поставить лодку, купить билеты и домой.











30.07
С утра, не торопясь собрались и пошли в марину, где нас должны ждать. Легко её нашли, встали к гостевой стенке и пошли в капитанерию. Женщина, с которой договаривались о нашем приходе была на месте и вопрос решился с некоторыми проблемами перевода. Но всё удачно - завтра нас поднимают в 14-15.
Сходили в душ, пообедали в местной кафешке, сходили в магазин. Жара страшная, через 10 минут по выходу из душа опять мокрый от пота. Что делать - июль на Средиземке. Пришлось есть арбуз, что интересно, пока ешь, не так жарко. Но живот не казённый, наполняется быстро даже арбузом.
Ночью случилось приключение. Я проснулся от сильного удара по лодке. Первая мысль - не может быть, лодка хорошо привязана! Высовываюсь из кокопита - какой то рыбак въехал в нас маленькой деревянной лодкой. Наверное заснул, поскольку мы стояли в углу у стенки, и до края этой стенки около 15 метров.
Но обошлось без потерь.



31.07
Утром проснулись, позавтракали, сходили в магазин за ремнабором для гальюна, забронировали номер в гостинице и вернулись на лодку. Я опустил мачту на передний релинг, чтобы удобнее было выдёргиваться. Точно в 14-15 к нам подошёл работник марины и пригласил на подъём. Подняли аккуратно и быстро. Поставили метрах в ста от капитанерии, но электричество и вода рядом. Чассов до шести готовили лодку к "зимовке". Выяснилось, что мы доехали на честном слове. Когда я сливал масло из редуктора мотора, оказалось, что его там нет - только вода. Видимо износился сальник подшипника. Снял переднюю часть редуктора с подшипником. Беру с собой, в Москве предстоит замена сальника и, на всякий случай, подшипника. Потом собрались и в гостиницу. Надоела жара, а тут кондиционер.






01.08
C утра, после завтрака пошёл искать остановку 38 автобуса в аэропорт. Путём ценных указаний друзей и расспросов местного населения остановку нашёл, называется L. Degit. До неё от марины, на мой взгляд, чуть больше километра. Она находится на берегу того же канала, что и марина, и от высокого моста (или кругового движения на перекрёстке) метров 300. Рядом остановка маленького синего пассажирского парома.
Автобус № 38 ходит примерно раз в час. Расписание на остановке не соответствует действительности - сдвинуто примерно на полчаса. До аэропорта автобус идёт примерно час.
Мы поехали в аэропорт около 12 часов потому, что в это время происходит выселение из гостиницы. И сидели в аэропорту до 2 часов ночи (такой рейс).
У нас в билетах был написан терминал 2. Это не верно. Терминал 2 для местных авиалиний, для международных - терминал 1.
Турецкой компанией "Pegas" не летайте - всё время опаздывает, и бардак.

02.08
В 11-30 были в Москве, в Домодедово.

Баланс похода.

Всего - 33 дня, ходовых – 24 (с учётом времени старта и финиша). Пройдено: 712 nm или 1320 км.

Потрачено денег : всего: – около 4000 евро.

Бензин: 36.94(21.86) + 18.51(11.13) + 0.9(0.54) + 30.81(19.69) + 39.89(21) + 31.2(20) + 48.84(31.59) + 32(20) = 239.09 евро (145,81 литра).
на 1300 км потрачено 146 литров бензина (11,23 литра на 100 км).

Стоянка на год: чуть больше 1200 евро.

Билеты: 16000 руб (туда) + 46000 руб (обратно).

Мелкие транспортные расходы в пределах 100 евро.

Материалы похода:

Виньетка об оплате прохождения каналов.

Важные точки, расстояния и количество шлюзов между ними.


Карта первого канала на нашем пути.

Записи прожождения маршрута. Велись не с первого дня.










Названия шлюзов и каналы VHF для связи с ними.

Расписание автобуса 38. Неверное. В реальности смещение примерно на пол часа.